Ноосфера – идеология для атеистов и теологов


И пусть нам вечным двигателем будет

Вселённый в нас ноосферизм.

Почти по - В.Маяковскому

Даже сложно себе представить, что маленькое, тщедушное с тонкой кожей существо, каким является человек, сможет противостоять в жесткой конкурентной борьбе мощным животным, населяющим планету Земля.

Еще сложнее представить, что его популяция в эволюции биосферы займет в ней сколь-либо серьезное место. И, уж совсем похоже на парадокс, что это существо  вдруг будет довольно ощутимо влиять на развитие, и даже на существование других популяций животных. Но, тем не менее, многие глобальные изменения на 3-й планете Солнечной системы происходят именно под мощным воздействием человека – маленького, тщедушного, помноженного на 7 миллиардов.

Глобальное воздействие человека на планету стало ощущаться уже в конце девятнадцатого века, а к началу века двадцатого человечество вползло в Первую мировую войну. Война и последующие за ней события, тоже планетарного масштаба, не только не разрешили глобальные противоречия, но и усугубили их и добавили новые. Капитализм 20-х годов толкал западные страны к мощному кризису конца 20-х-начала 30-х годов. С другой стороны нарождался фашизм в Италии и Германии, с третьей – Советский Союз с диктатурой группы в ореале пролетариата и Коммунистического Интернационала. В этом «винегрете» объективно и настоятельно требовалась новая идеология, и она как бы уже «витала» в атмосфере.

Первыми услышали о зарождении нового учения студенты французской Сорбонны, которым в 1923-1924 годах академик Вернадский читал лекции по геохимии. Эти лекции вдохновили двух ученых (Пьера Тейяра де Шардена и Эдуарда Ле Руа) на глубокие раздумья о сущности человечества и его предначертании в природе. Выборочно восприняв мысли, высказанные Владимиром Ивановичем, Ле Руа вскоре издал две свои научно-философские работы. В них он писал о ноосфере – сфере разума (от греч. «ноос»-разум и «сфера»-шар в смысле оболочки Земли). Идею ноосферы Ле Руа разрабатывал совместно с Тейяром де Шарденом, но Тейяру церковное начальство не разрешило публиковать свои труды, поскольку он был иезуитом. Так что формально первым удалось обозначить это магическое слово «ноосфера» только Ле Руа. Не будем «блуждать в трех соснах», кто является истинным пионером, первооткрывателем ноосферы, поскольку все трое в тот период были вдохновлены одной и той же идеей, в одно и то же время находились в одном и том же месте, общались друг с другом, и протокола их общения никто не вел. Важно то, что слово, точно характеризующее будущее развитие человечества, увидело свет. Хотя законченной, логически выдержанной теории ноосферы так и не создали ни Ле Руа, ни де Шарден, ни Вернадский.

Ле Руа и де Шарден  придали ноосфере характер близкий к божественному  (а другого они придать и не могли, являясь теологами). Например, Ле Руа трактовал ноосферу как мыслящий пласт планеты, эволюционно формирующийся после биосферы и над ней в связи с возникновением и развитием на ней существ, обладающих разумными способностями, но при этом не дал глубокого анализа сущности ноосферы. Кроме того роль науки он определял так, что она дает религии основание, а религия завершает науку. Де Шарден был убежден, что однажды все нации сольются в единое целое, и тогда произойдет слияние человечества с Природой и Богом - это будет утверждением ноосферы и одновременно финалом эволюции и истории. Вернадский же придал учению о ноосфере характер закономерного научного процесса, пока что в виде аксиомы («так должно быть»), а не в виде доказательства («так должно быть, потому что другие варианты невозможны по тому-то и по тому-то»). Кроме того, Вернадским были обозначены самостоятельные проблемы, решение которых одновременно двигало человечество и к ноосфере (ресурсная, в том числе биоресурсная, энергетическая, экологическая, коммуникационная и др.).

Так или иначе был произведен существенный прорыв в идеологии: теперь человечество не может возлагать ответственность за дальнейшее развитие на внешние силы, в том числе и на Бога, а может возложить ее только на себя. Магическое слово «ноосфера» дает надежду на будущее и способ реализации этого будущего – разумную деятельность людей, в основе которой сосредоточена наука.

Но, к сожалению, человек и человечество – противоречивые создания, и при реализации одной цели могут пожертвовать другой, а наука и разум могут просто не успеть за стихийным развитием человечества (даже в условиях детерминированного развития сохраняется какая-то доля случайности или стихийности). В руках человечества сосредоточилась такая мощь, которая может его же и уничтожить, и тогда Ноосфера может превратиться в сферу, лишенную какой бы то ни было жизни вообще. Достаточно вспомнить Карибский кризис. А ведь тогда совокупная мощь двух супердержав была значительно меньше современной мощи ядерных держав, каждая из которых имеет свой частный интерес и в реализации этого интереса может пренебречь или даже просто не понять интереса партнера.

При всей обнаружившейся спорности и даже идеалистичности положений учения о ноосфере на данном историческом этапе есть существенный плюс – он заставляет человечество быть разумным, если оно хочет жить. Поэтому ближайшей задачей ноосферы, как сферы разума, является: выработать и создать такие механизмы, которые сделали бы невозможными шаги, которые могут погубить земную цивилизацию. И в этом плане мировое сообщество обретает опыт, например, в виде Хельсинкского договора о мирном сосуществовании государств, Киотского протокола по выбросам в атмосферу.

Таким образом, учение о ноосфере, как идеология, получилось как бы и для теологов и для атеистов.

В Ульяновске есть клуб под таким же названием – «Ноосфера». В рабочих «круглых столах» этого клуба участвуют как атеисты, так и ортодоксальные верующие. Конечно, споры и аргументы с той и с другой стороны бывают горячими, но остающимися в рамках человеческой этики, принципы которой заложены в одном из рабочих документов клуба. И в этом споре важно то, что та и другая стороны озабочены существующими в России и на планете проблемами, предлагают свои варианты их решения. А наличие спектра различных мнений является потенциальной базой на выработку «параллелограмма» мнений и обозначить вектор движения.

Говоря о ноосфере и о глобальной роли человека, как бы само собой можно прийти к представлению, что это будто бы удел только высоких сфер: государств и человечества. Но ведь человечество состоит из конкретных людей. Поэтому, одной из важных задач, как науки, так и не науки, является выработка правил, как практически действовать каждому из нас по-ноосферному (своего рода заповедей).

Мы сейчас не можем детально обрисовать, каким же будет ноосферное будущее, будет ли оно представлено людьми в их нынешнем состоянии или люди эволюционно трансформируются в других мыслящих существ. А может быть, Ноосфера в будущем будет циркулировать на планете Земля подобно океану – Океану Сознания и Созидания, что прекрасно показано Станиславом Лемом и Андреем Тарковским в «Солярисе». Как и с какой скоростью будет развиваться нынешнее состояние Природы, Общества и Сознания к ноосферному будущему, достоверно сказать еще очень сложно, но только их гармоничное взаимодействие способно привести к бессмертию пока что эгоистичных сегодня по многим направлениям человека и общества.

Виктор Александрович Данилов

(Опубликовано в газете «Дыхание Земли», № 03 (531), 30 января 2013. – с.18.)

Литература и др.информация

1.Баландин Р.Г. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. – М.: Знание, 1979.

2.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин. –  М.: Наука, 1991. – 271с.

3.Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. – Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. –  М.: Наука, 1991. – с.235-244.

4.Гумилевский Л.И. Вернадский. – 3-е изд. – М.: Мол.гвардия, 1988. – 255 с., ил.

5.Ле Руа Эд. Потребность в идеализме и факт эволюции. – Париж: 1927. – 270 с. – www: krugosvet.ru/enc/kultura i obrasovanie.

6.Ле Руа Эд. Происхождение человека и эволюция интеллекта. – Париж: 1928. – 376 с. – www: old.svetgrad.ru.

7.Плеханов Г.В. К роли личности в истории. – Избранные философские произведения в 5-ти тт. – Т.2. – М.: 1956. – с.300-334.

8.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. / Перевод и примечания Н.А.Садовского. – М.: Прогресс, 1965.www: spkurdyumov.narod.ru.

Комментарии доступны только зарегистрированным на сайте

Авторизация



Посетители

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня24
mod_vvisit_counterВчера541
mod_vvisit_counterЭта неделя3440
mod_vvisit_counterПрошлая неделя4291
mod_vvisit_counterЭтот месяц16313
mod_vvisit_counterПрошлый месяц18825
mod_vvisit_counterВсего2251461
ankara escort escort ankara escort bayan ankara escort ankara ilan escort kizlar ankara escort bayan escort ankara escort bayan ankara escort ankarada escortlar escortlar ankara